Готовься, поучайся,
бодрствуй, будь долготерпеливым. Один
из первых уроков, который нужно усвоить ребенку, - это урок послушания. Любовным,
но настойчивым и постоянным усилием можно сформировать это качество и, таким
образом, в последующем предотвратить конфликты между волей и авторитетом,
отчуждение к родителям и учителям и сопротивление всякому авторитету -
человеческому и Божественному. Цель выработки дисциплины - научить ребенка
управлять собой, сформировать уверенность в себе и самообладание. Помогите
ему увидеть, что все движется по законам и что непослушание в итоге приводит к
бедствию и страданию. Когда Бог говорит: "Не будешь", то это, любя
нас, Он предупреждает о последствиях непослушания, чтобы предостеречь нас от
несчастья и потери. Помогите ребенку усвоить, что родители и учителя -
представители Бога, и когда они действуют в гармонии с Ним, то их требования
дома или в школе являются Его требованиями.
Ум, волю,
сознание нельзя подчинять контролю другого. Это не Божий план, чтобы подавлять
чей-то разум. Тот, кто принижает или уничтожает личность, берет на себя ответственность, которая не приведет к добру. В
присутствии старших дети могут казаться вымуштрованными солдатами, но при
отсутствии контроля может оказаться, что характеру не хватает ни силы, ни
твердости. Не научившись управлять собой, такой человек впоследствии не будет
признавать никаких ограничений, кроме требований родителей или учителя. Вдали
от родителей он не будет знать, как
ему использовать свою свободу, и может выбрать путь потворства своим слабостям,
что приведет его к гибели. У некоторых учеников трудно выработать привычку
послушания, они не признают подчинение своей воли; в таких случаях учителю
необходимо смягчить свои требования по отношению к ним. Силу воли нужно
направлять и формировать, но не пренебрегать ею и не подавлять.
Каждый здравомыслящий
человек имеет право выбора. В каждом жизненном испытании Слово Божье предлагает
нам: "Изберите себе ныне, кому служить" (Ис. Нав. 24:15). Каждый
может подчинить свою волю Божьей воле, может избрать послушание Ему и, таким
образом связав себя с Божественной силой, выстоять там, где ничто не вынудит
его сделать зло. В каждом юноше, в каждом ребенке заложена способность с Божьей
помощью воспитать честный характер, чем и определится его благородная жизнь.
Мудрый
родитель всегда стремится завоевать
доверие своих детей и укрепить их чувство уважения к себе. Доверие всегда
располагает и утверждает в детях и подростках чувство собственного достоинства.
Каждый человек, и даже маленький ребенок, ценит оказываемое ему доверие. Право
каждого - уважать чувство собственного достоинства. Не нужно подвергать детей
постоянному контролю, - подозрительность деморализует, культивируя то самое
зло, которое хотят предотвратить.
То, что
кажется невозможным изменить, ум учится признавать и выполнять, а путь удовлетворения своих желаний приводит к
беспокойству, раздражительности и неповиновению. В Божьем правлении
невозможен компромисс с грехом. Ни дома,
ни в школе не нужно идти на поводу непослушания.
Ни
родители, ни учителя, заботящиеся о благополучии детей, не пойдут на компромисс
с упрямым своеволием, не признающим авторитет, или даже с уклонением от
послушания. Не любовь, а сентиментальность покрывает проступки, пытается
задабриванием добиться податливости, а, в конечном итоге, получает нечто, что
очень отдаленно напоминает послушание. "Глупые смеются над грехом"
(Притч. 14:9). Нам не следует относиться к греху как к чему-то незначительному.
Его сила над грешником ужасна. "Беззаконного уловляют собственные
беззакония его, и в узах греха своего он содержится" (Притч. 5'22). Нельзя
допускать, чтобы ребенок или подросток попал в рабство греховной привычки.
Допустить это - значит причинить ему величайшее зло. Молодым свойственна
любовь к свободе. Они жаждут свободы, однако им следует понять, что наслаждаться
этим бесценным благословением можно лишь в послушании Закону Божьему. Его
закон является хранителем истинной свободы.
Постоянное осуждение отталкивает, но не исправляет. Для многих
людей, особенно впечатлительных, атмосфера безжалостной критики фатальна. Цветы
не расцветают под дуновением губительного ветра. Ребенок, которого постоянно
ругают за одну и ту же ошибку, приходит к выводу, что в самой ошибке кроется
что-то такое, против чего бесполезно бороться. Так возникает чувство безнадежности, которое потом скрывается под видом
безразличия или самодовольства. Замечания
достигают цели тогда, когда человек сам приходит к пониманию своей вины и хочет
исправиться. Укажите такому на источник прощения и силы. Стремитесь
сохранить его чувство собственного достоинства и вселить бодрость и надежду.
Вспыльчивость в обращении с детьми вызывает подобную же ответную
реакцию. Чувствуя свое нетерпение и желание все высказать, лучше промолчать. В
молчании таится удивительная сила. Воспитывая их, никогда не следует забывать,
что мы все были когда-то детьми, нуждающимися в дисциплине. Даже теперь, имея
преимущество в возрасте, образовании и опыте, мы часто ошибаемся и нуждаемся в
прощении и терпении.
"И
как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лк.
6:31) - пусть станет правилом для всех, кто обязуется воспитывать детей и
молодежь. Все мы являемся младшими членами семьи Господа, наследниками вечной жизни.
Правило Христа надо свято соблюдать во взаимоотношениях со всеми: молодыми,
глупыми, ошибающимися и мятежными.
Если необходимо сделать замечание, не нужно излишне
подчеркивать ошибку, сделайте это осторожно. Спокойно объясните
совершившему проступок ребенку его ошибки и помогите ему исправиться.
Многие, считающиеся неисправимыми, не такие уж черствые в своей душе люди, как
кажутся. Многих безнадежных можно перевоспитать мудрым подходом; часто
встречаются такие, которые легко оттаивают, когда к ним относятся по-доброму. Мы все греховны и все
ошибаемся, и Божественный Учитель ко всем относится терпеливо. Его любовь не
охладевает, Он не прекращает попыток возвратить нас к Себе. Его сердце
сжимается, видя отчаяние маленького ребенка, с которым грубо обращаются.
Никогда крик страдающего человека, доходящий до Него, не бывает не услышанным.
Хотя все люди дороги Ему, грубым, угрюмым и упрямым Он сочувствует особенно,
потому что знает причину и следствие греха. Тот, кто легко подвергается
искушению и часто ошибается, является объектом Его особой заботы. Всем ответственным за воспитание детей
необходимо хранить в памяти благородные черты Того, Кто принимает на Себя
огорчение, страдание и искушение, и быть тем, кто может "снисходить
невежествующим и заблуждающим; потому что и сам обложен немощью" (Евр.
5:2). Иисус относится к нам гораздо лучше, чем мы того заслуживаем. Никакое
поведение родителей или учителей не может быть оправдано, если оно не
соответствует поведению Спасителя при подобных обстоятельствах.
Ваш ребенок посещает церковь, а также христианскую школу и все-таки вы не
замечаете в нем серьезных духовных изменений. В чем же дело и каковы причины?
Об этом мы поговорим в следующем бюллетене!
Псалом 126:3
|