Для российских старшеклассников оставят только три
обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет: «Россия в мире».
Остальные дисциплины сформированы в 6 предметных областей, из которых подростки
смогут выбрать только семь предметов для обучения. Обычный школьный день
дополнят усиленным патриотическим воспитанием. О новом образовательном
стандарте для старшей школы в интервью GZT.RU рассказал автор поправок,
гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Когда новые
стандарты утвердит Минобрнауки это станет «масштабной реформой всей старшей
школы».
— Вчера на заседании Государственно-партриотического клуба
партии «Единая Россия» вы представили новый стандарт обучения для
старшеклассников? Действительно ли в будущем будет сделан крен с привычных
учебных дисциплин на воспитание из молодых людей патриотов.
- Каждый слышит то, что хочет слышать. Я представлял новый
стандарт, но заседание касалось, прежде всего, патриотического воспитания в
школах. Я и сделал акцент в презентации на этих вопросах. Для любого
государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной
задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не
выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо
сложнее. Потом не наверстаешь. И поэтому к такого рода воспитанию вместо школ
подключаются совсем другие организации, совершенно иного свойства. Что и
продемонстрировали последние события на Манежной площади. Итог этого крайне
печален.
— Что конкретно изменится с перечнем учебных дисциплин?
- Я говорил, что необходимо снизить нагрузку на школьника.
Сегодня старшеклассник изучает от 18 до 21 предмета одновременно. Мы предлагаем
снизить количество предметов вдвое: до максимум 10 предметов. Мы будем
затачивать старшеклассников на дальнейшую успешную социальную и
профессиональную деятельность и профобразование. Поэтому, учитывая результаты
эксперимента по профильной школе, мы предлагаем 3–4 предмета оставить на так
называемом профильном уровне. Остальные— на базовом уровне. И конечно школьники
смогут учиться во второй половине дня, которая будет отвечать интересам
молодого человека: это будут дополнительные занятия или кружки. Все содержание
образования и духовно-нравственного развития в школе должно быть направлено на
гражданственно-патриотическое становление подростка. Основная задача школы
будущего— формирование гражданского общества России.
— А что это за 10 предметов?
- Три предмета будут обязательными: ОБЖ, физкультура и новый
предмет— «Россия в мире» (синтез истории, обществознания, географии и
культурологи, направленный на формирование цельного образа страны в мире,—
GZT.RU). Остальное подростки смогут выбрать из шести предметных областей:
«русский язык и литература или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика
и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или
«предметы по выбору».
Чему будут учить старшеклассников
Обязательные предметы:
- ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»
Предметы на выбор:
- Русский язык и литература, родной язык и литература
- Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)
- Общественные науки (обществознание, история, география,
экономика, право)
- Математика и информатика (математика, информатика,
алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)
- Естественные науки (естествознание, физика, химия,
биология, экология)
- Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы—
для национальных республик)
Ученик может выбрать одну или две предметные области, но не
более 7 предметов. При этом 3–4 предмета изучаются на профильном уровне, 3–4—
на базовом уровне.
— В связи с вступлением в силу нового закона о бюджетных
учреждениях, в обществе возникли опасения, что не все общеобразовательные
дисциплины останутся бесплатными. А якобы, бесплатными окажутся только три
предмета, а остальные— по желанию и за отдельную плату. Можете подтвердить или
опровергнут эту информацию?
- Все, что гарантированно Конституцией— останется
бесплатным. Все эти разговоры носят псевдодискуссионный характер. Надо
внимательно читать законы. Никакого введения платного образования ни 83
федеральный закон, ни новый стандарт образования не несут.
— Тем не менее, то, что вы предлагаете, это серьезнейшая
реформа школы.
- Да, это очень серьезная масштабная реформа старшей школы.
Поэтому мы ведем очень серьезное обсуждение с общественностью и профессионалами
и на политическом уровне. И я могу вам сказать, что эти новые стандарты везде
встречают полную поддержку. Мы должны понять, что для нас всех главное. То что
мы называем полным средним образованием, или те навыки подростка, которые
помогут ему стать успешным и следовательно успешным станет государство и
общество. Так вот новый стандарт вполне сравним с подходами к обучению молодежи
на старшей ступени в ведущих странах мира.
— Действительно ли усиление патриотических дисциплин в школе
связано и с последними событиями в Москве и ростом национальных конфликтов?
- Вы правы. У современной молодежи совсем нет понимания
того, что мы живем в поликультурном, полинациональном, поликонфессиональном
мире. Не воспитано чувство толерантности, уважения к другим народам. Нет умения
слышать и слушать других людей. Именно на это мы намерены максимально нацелить
новые стандарты. Наши дети должны жить в стабильном государстве.
http://www.zavuch.info/component/content/a...727-87654345678
Реформа образования: что день грядущий нам готовит?
Опубликовано 25.02.2011
Об этом начинают задумываться многие, узнав о реформе
образования. Почему? Во-первых, потому что не совсем понятно, а зачем она
вообще нужна! Во-вторых, тот проект реформы образования, который стал
достоянием гласности, вызывает у многих людей настоящую оторопь. Телевидение
почти каждый день сообщает о многочисленных
протестах против тех стандартов образования, которые собираются ввести. Критика
раздается со всех сторон.
А как к реформе образования, к новым образовательным
стандартам относятся в нашем городе?
– Мой предмет выведен за рамки четырех обязательных
предметов, – говорит учитель химии средней школы № 14 Татьяна Косичук, – поэтому меня просто не может не
беспокоить эта реформа. В самом проекте, на мой взгляд, виден явный перекос в
сторону базовых предметов, на которые будет отведено основное время. Но
непонятно, почему именно они являются самыми важными, а моя химия детям нужна
во вторую очередь?
Особенно трудно придется, уверена педагог, небольшим школам.
Реформа образования вызовет еще большее социальное расслоение в обществе. За
«бортом» образования окажутся ученики, которые плохо успевают. Куда они пойдут?
Это, наверное, ясно всем. Поэтому можно прогнозировать рост преступности и
напряженности в обществе.
К сожалению, мало кто из наших граждан отдает себе отчет в
том, что школа не только дает людям образование, но и играет важную социальную
роль: она отрывает детей от улицы, обеспечивает им занятость. Безделье, говорит
пословица, – мать всех пороков.
Ну а что касается ранней специализации школьников, то люди,
как известно, меняются, поэтому тот предмет, который вчера для ребенка был
любимым, в будущем может потерять свою притягательность.
– И очень не нравится мне, – возмущается педагог, – что
никто не посоветовался с нами относительно этой реформы. Проводят ее сверху и
за наш счет, хотя база для нее не подготовлена.
Насколько реформа будет обеспечена ресурсами? Этот вопрос
вызывает серьезную озабоченность и у директора средней общеобразовательной
школы № 28 Константина Кузнецов.
– Реформа нужна, – уверен он, – так как школа не должна
отставать от процессов, которые идут в обществе. Инновационное развитие
экономики невозможно без инновационного развития школы. Главной
производительной силой становится интеллектуально развитый, мобильный, успешный
человек.
Новые стандарты направлены не только на то, чтобы давать
определенные знания, но и на формирование умений добывать их самостоятельно.
Эти стандарты в целом устраивают и педагогов, и родителей.
Однако Константин Борисович согласен с мнением абсолютного
большинства педагогов и родителей в том, что радикальное перекраивание школьной
программы возможно только при одобрении родительского сообщества, после
тщательного обсуждения педагогическими работниками. И совершенно недопустимо
объявлять предметами по выбору русский язык, математику, русский язык,
литературу, историю.
– Мы не имеем возможности исправлять ошибки средней школы, –
говорит декан инженерно-строительного факультета БИТТиУ Светлана Грицюк, – поэтому нам придется, скорее всего,
намучиться с последствиями ошибок грядущей реформы.
Уже сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребята,
пришедшие в наш институт, не обладают необходимым объемом знаний по математике,
физике, поэтому приходится с ними проводить дополнительные занятия. А что
будет, когда утвердят новые образовательные стандарты для средней школы? Если
примут именно тот проект, который обсуждается, то неизбежно еще большее
снижение уровня образования. В этих условиях стать высокообразованным человеком
сможет только тот, кто сумеет оплатить дополнительные занятия.
Однако дети состоятельных родителей не всегда имеют тягу к
знаниям. Не надо забывать и о том, что именно из простого народа чаще всего
выходят настоящие самородки.
Но в таком случае введение новых стандартов для средней
школы приведет к тому, что страна лишится многих талантливых специалистов. На
мой взгляд, такой подход никак не может способствовать технологическому
прорыву: без талантливых людей прогресс невозможен.
Большие претензии у Светланы Николаевны и к тем предметам,
которые обозначены в проекте реформы, как базовые. Нельзя выводить за рамки
обязательных предметов русский язык, литературу. Надо избегать чрезмерной
специализации, уверена Грицюк, так как именно гуманитарные предметы учат
мыслить, а знание литературы – это почти визитная карточка русского
интеллигента. Эти мысли из уст технаря кое-кому могут показаться неожиданными,
но Светлана Николаевна на основе собственного опыта уверена, что без
гуманитарной составляющей русскому инженеру будет трудно состояться и как
специалисту, и как личности.
– Каждому человеку необходима в жизни хотя бы небольшая
универсальность, – уверена она, – уже потому, что мы не в состоянии предвидеть
наше будущее. Я, например, закончила факультет радиофизики Воронежского
политехнического института, а работаю преподавателем в вузе. Более того, никто
из нашего курса сегодня не трудится по специальности. Вот этот элемент
непредсказуемости, который присущ современной жизни, надо все время иметь в
виду. Человек получает одну специальность, а работать ему, может быть, придется
по другой. И это сегодня не отдельные случаи, а массовое явление, поэтому для
того, чтобы подготовить человека к жизни, для того, чтобы он был готов, если
потребуется, сменить профессию, ему надо дать как можно больше знаний по разным
предметам!
Если говорить о высшей школе, то мы возводим здание на том
фундаменте, который строит средняя школа, и заинтересованы в его прочности: в
противном случае все сооружение будет шатким. И мне непонятно, почему,
собираясь проводить реформу образования, никто не удосужился с нами
посоветовался.
Таким образом, реформа образования и новые образовательные
стандарты не оставили равнодушными не только педагогов средней школы, но и
преподавательский состав высшей. Мнения сильно различаются между собой, однако
в них есть и нечто общее, а именно – обеспокоенность будущим нашего
образования. А еще мнения всех троих собеседников сходятся в том, что такие
масштабные реформы нельзя проводить без тщательной проработки, без учета мнения
работников образования. В противном случае не избежать серьезных ошибок, за
которые будет расплачиваться все российское общество в течение многих лет.
Евгений ЛУБОШНИКОВ
|